Ведущая экспертная организация в области охраны труда, пожарной безопасности, кадрового делопроизводства и обучения.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Охрана труда
Центр обучения
Специальная оценка
условий труда
Экология
Специальная оценка
условий труда
БДД

Инвентаризация

Проведение Инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники загрязнения атмосферы обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

С 1 марта 2022 года вступил в силу новый Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», утвержденный приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 (далее - Порядок, Приказ № 871).

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - Инвентаризация), согласно указанному Порядку, проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОС), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - ИЗАВ).

Одним из новшеств, которые содержатся в новом Порядке, является требование об обязательном учете в Инвентаризации выбросов от передвижных источников, которые принадлежат на праве собственности или ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте негативного воздействия, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.

Срок действия Инвентаризации выбросов зависит от категории объекта НВОС и составляет: для I
категории - 7 лет (в рамках действия полученного комплексного экологического разрешения), для II
категории - 7 лет (в рамках действия поданной декларации о воздействии на ОС), для III и IV
категорий - до возникновения обстоятельств, требующих проведения корректировки данных
инвентаризации выбросов.

Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия
осуществляется при изменении состава, объема или массы выбросов в случае:

• изменения технологического процесса и (или) режимов работы технологического оборудования
и установок очистки газа (далее - УОГ);
• изменения объёмов производства;
• замены технологического оборудования и (или) сырья;
• реконструкции, модернизации УОГ;
• выявлении при проведении производственного экологического контроля или государственного
экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными
последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или)
выбрасываемых загрязняющих веществ;
• изменения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня
возникновения перечисленных выше обстоятельств.

Нормативная база:

• Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями на
30.12.2021).
• Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями
на 11.06.2021).
• Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения
инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в
результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
• Распоряжение Минприроды России от 28.06.2021 № 22-р «Перечень методик расчета выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
• Письмо Минприроды России от 19.01.2022 № 12-47/1354 «Об инвентаризации выбросов».

Разработка проектов нормативов допустимых сбросов (НДС)


Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Срок действия проекта НДС

Проект НДС, нормативы допустимого сброса и разрешение на сбросы веществ в водные объекты действуют до момента получения комплексного экологического разрешения.

Нормативная база:
· Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об охране окружающей среды»
· Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 28.01.2022) «О водоснабжении и водоотведении»
· «Водный Кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
· Приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
· Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 (ред. от 08.06.2011) «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователя»
· «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022)

Кому необходимо разрабатывать проектов нормативов допустимых сбросов
Разработка проекта НДС напрямую зависит от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС), присвоенной предприятию.
Проект НДС разрабатываются предприятиями I категории по уровню НВОС.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС). Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых сбросов (далее – НДС).

Таким образом, для объектов II категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду НДС рассчитывается для представления ДВОС, процедура согласования проекта НДС не предусмотрена.

Хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим объекты III категории негативного воздействия на окружающую среду, необходимо осуществить расчет нормативов допустимых сбросов в отношении веществ I, II класса опасности, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Для осуществления сбросов на объектах III категории НВОС действующим природоохранным законодательством не предусмотрено согласование рассчитанных нормативов и получения разрешительных документов.

Нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории НВОС (п.5 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)


Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) – процедура по составлению документа, в котором на основании нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) устанавливаются и обосновываются годовые нормативы образования отходов для данного конкретного предприятия, нормативы их предельного накопления на территории.

Срок действия проекта ПНООЛР
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком не более чем на 5 лет и действуют до получения комплексного экологического заключения.

Нормативная база:
· Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об охране окружающей среды»
· Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления»
· Приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
· Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
· «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022)
· Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Кому необходимо разрабатывать проекта ПНООЛР?
Разработка ПНООЛР напрямую зависит от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС), присвоенной предприятию.

ПНООЛР разрабатываются предприятиями I категории по уровню НВОС, а также предприятиями II категории при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

ПНООЛР разрабатывается для каждого объекта I либо II категории.