Ведущая экспертная организация в области охраны труда, пожарной безопасности, кадрового делопроизводства и обучения.
Охрана труда
Центр обучения
Специальная оценка
условий труда
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Экология
Специальная оценка
условий труда
Производственный экологический контроль

Что такое производственный экологический контроль(ПЭК)?
Производственный экологический контроль (ПЭК) является комплексом мероприятий, выполняемых организацией по управлению воздействием на окружающую среду путем описания, наблюдения, оценки и составления прогноза источников воздействия и отходов.
С помощью ПЭК обеспечивается проверка соответствия субъекта хозяйственной деятельности законодательным нормам и правилам в сфере охраны окружающей среды.

Цели ПЭК:
  • необходим для соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством, для обеспечения выполнения в ходе хозяйственной или иной деятельности мероприятий рационального использования и восстановления природных ресурсов;
  • обеспечение полноты, достоверности и оперативности информации об экологическом состоянии на промышленных объектах и в зоне их влияния для принятия управленческих решений относительно снижения или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Основные задачи ПЭК - выполнение всеми подразделениями организации требований природоохранного законодательства, установленных в документации нормативов по охране окружающей среды:
  • соответствие нормативам воздействия на компоненты окружающей природной среды;
  • выполнение лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов;
  • соблюдение нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния организации;
  • выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.


Производственный экологический контроль необходимо периодически осуществлять – не реже 1 раза в год.



Для кого необходим производственный экологический контроль?
С 1 января 2019 года Программа ПЭК разрабатывается в обязательном порядке всеми организациями и производственными предприятиями, которым присвоена 1, 2 и 3 категория НВОС (по свидетельству).
Индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие хозяйственную или другую деятельность на объектах 1-3 категории НВОС, должны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля, непосредственно осуществлять его согласно действующим нормативам и требованиям, документировать и хранить все данные, которые получены в результате осуществления ПЭК.

По каждому объекту отдельно разрабатывается программа, учитывая категорию, используемые технологии и особенности производственного процесса, а также фактор негативного влияния на окружающую среду.
Программа ПЭК - документ, описывающий предприятие, с точки зрения воздействия на окружающую среду посредством осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, образования и размещения отходов производства и потребления, а также описание методов, периодичности проведения производственного контроля, лиц, ответственных за осуществление производственного экологического контроля.

Программа ПЭК - документ, описывающий предприятие, с точки зрения воздействия на окружающую среду посредством осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, образования и размещения отходов производства и потребления, а также описание методов, периодичности проведения производственного контроля, лиц, ответственных за осуществление производственного экологического контроля.
На территориях и производственных площадках объектов ПЭК могут находиться:

  • все источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарного и передвижного типа;
  • очистительные системы для отходящих газов;
  • источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в частности в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты, в канализационные системы и водоотводящие сети;
  • очистительные системы для отработанных вод;
  • системы оборотного и повторного водоснабжения;
  • источники образования производственных отходов;
  • объекты по размещению и утилизации отходов, в частности площадки временного хранения и стационарные полигоны;
  • складские помещения для размещения сырья, реагентов и прочих материалов;
  • объекты окружающей среды, которые находятся на территории промышленной площади или территории, на которой осуществляется природопользование, санитарно-защитных зонах;
  • природные ресурсы;
  • природные среды, которые загрязнены химическими веществами по вине природопользователя.

Для ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), необходимо:
  • разрабатывать и утверждать программу ПЭК;
  • осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями;
  • документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам ПЭК.

Законодательная база ПЭК:
К документам и нормативам, принятым законодательством, регламентирующим ПЭК и его программу, относятся следующие:
  • Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
  • Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
  • Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Приказ от 16 октября 2018 года N 522 Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.


В какой срок сдавать отчет по ПЭК?
Учет даты подачи отчета о ПЭК

Приказ Минприроды РФ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган в зависимости от способа предоставления отчета:
  • если распечатанный отчет подан в Росприроднадзор или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
  • если отчет направлен почтовым отправлением, то дата подачи — это дата почтового отправления;
  • если отчет подан в электронном виде, то дата подачи — это дата размещения отчета в ЛК природопользователя или в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

При представлении отчета в форме электронного документа, подписанного УКЭП, дополнительное его представление на бумажном носителе не требуется

Почему выбирают нас?

  • Наличие собственной аккредитованной испытательной лаборатории
  • Специалисты находятся в постоянном контакте с органами законодательной и исполнительной власти, первыми узнавая о возможных изменениях требований законодательства и определяя правильную реакцию на эти изменения
  • Предлагаемая стоимость наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов
  • Мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата
  • Качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов
  • Работаем по всей России с выездом на рабочие места
Стоимость работ зависит от следующих факторов:

Количества стационарных источников выбросов загрязняющих веществ и перечня веществ, которые необходимо замерить согласно план-графика.

Рассмотрим, как часто должны проводиться измерения:
План-график контроля ПЭК – это план, в котором отражена периодичность проведения контроля уровня загрязнения воздуха (по веществам) на каждом источнике выбросов в процессе производственной деятельностью предприятия, с указанием места и метода отбора проб, метода контроля (инструментальный, расчетный) и методики.
Один из методов контроля в соответствии с план-графиком контроля ПЭК является инструментальный метод. Согласно данным, указанных в план-графике, проводятся инструментальные замеры.

Обратите внимание: Для проведения инструментальных замеров необходимо привлечь организацию, имеющую в составе аккредитованную испытательную лабораторию (Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ). Купить самостоятельно приборы для измерений такие как — шумомер, газоанализатор и заняться измерениями, противозаконно, так как не правомочно их использование.

Испытательная лаборатория ООО «МИЛАРМ-Сервис» (наш партнер) проведет по вашей заявке необходимые лабораторные исследования и испытания производственных факторов на рабочих местах, факторов в атмосферном воздухе защитной зоны, на селитебной территории, на территории жилой застройки и границе санитарно-защитной зоны, в промышленных выбросах, в рамках Вашей программы производственного контроля и планов-графиков промышленных выбросов и на границе СЗЗ (по Вашим проектам). Испытательная лаборатория аккредитована Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация), оснащена современными средствами измерения, полным перечнем нормативной документации для проведения исследований и определения фактического значения вредных и опасных производственных факторов.

Какие документы вам понадобятся для организации производственного экологического контроля?
  • программа производственного экологического контроля;
  • свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • отчет (протоколы лабораторных исследований) производственного экологического контроля;
  • отчет об организации и результатах проведения ПЭК.

Что должна включать в себя ПЭК?
Требования к содержанию программы ПЭК утверждены Приказом Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ Минприроды РФ № 109).
  • общие положения – информация о предприятии, куда будет направляться отчет по реализации программы;
  • сведения от инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • ведения о подразделения и должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
  • сведения о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных по законодательству РФ;
  • сведения о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках измерений.
Программа (план) производственного контроля составляется с учетом вида деятельности и имеющихся источников. Поэтому взять и просто скопировать его с другого предприятия будет неправильно.

По факту реализации программы ежегодно составляется отчет, который состоит из таких разделов:
1. общие сведения об организации и результатах ПЭК;
2. результаты ПЭК в области охраны атмосферного воздуха;
3. результаты ПЭК в области охраны и использования водных ресурсов;
4. результаты ПЭК в области обращения с отходами.






Этапы работы:
  • 1
    Запрос плана-графика контроля из программы ПЭК
  • 2
    Анализ Графика и направление в лабораторию заявки, в которой содержится информация об источниках и веществах необходимых для замеров
  • 3
    Согласование с Заказчиком даты проведения замеров

  • 4
    Выезд для проведения измерений
  • 5
    По результатам замеров лаборатория оформление результатов проведения замеров (протоколов), передача заказчику

Если у Вас не разработана Программа производственного экологического контроля, не разработана документация по экологии, мы можем в комплексе вначале поставить на учет объект НВОС, разработать необходимую документацию, а потом перейти непосредственно к проведению измерений.


Штрафы за не проведение производственного экологического контроля
Давайте теперь о неприятном. Работодатель обязан предоставить информацию о результатах проведения производственного контроля в Территориальный орган Росприроднадзора.
Не проведение производственного экологического контроля, отсутствие программы ПЭК или несвоевременную подачу отчетности, отсутствие протоколов лабораторных исследований является нарушением ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ и влечет наложение административного штрафа в размере: